:
р е ц е н з и и :
ИЛЛЮЗИЯМ
НЕ ХВАТАЕТ КИСЛОРОДА
В принципе, безусловно, любой писк русского Холдена Колфилда по определению
выше всякой критики. Если бы у России был свой Грейл Маркус, для него
сегодня вся музыка однозначно делилась бы на две равные части: "Соломенные
Еноты" - и все остальное. Но и в мире енотов существует своя
динамика.
Альбом усовской формации 2000 г. "Империя
разбитых сердец" был в рамках этой не имеющей аналогов божественно-кустарной
эстетики бесспорным шедевром. Хотя и был записан "хуже"
-если здесь уместна такая категория. Как известно, автор этих строк
по опросу журнала "Fuzz" назвал "Империю" альбомом
года - и по сей день не жалеет об этом. Тот труд был плодом общих
духовных усилий всех "формантов" - и изобиловал всем же:
как традиционными для Усова экзистенциально-лирическими откровениями,
так и безумными, словно кавказский серпантин, композиционными поворотами,
а также цитатами в актуальном диапазоне от Dead Kennedys до саундтрека
к "Искателям приключений" Робера Энрико.
Главное достоинство "Эн и я" - может быть, впервые в истории
проекта найденный звук, адекватный его обращенному почти в никуда
духовному посланию. Это - несомненная заслуга звукорежиссерской ипостаси
многостаночника Александра Репьева, более известного воротилам шоу-бизнеса
в качестве дизайнера аудиогиганта "Мистерия Звука". Редкий
репьевский дар выстраивать андеграундный саунд в квартирных условиях
не подвел его и здесь: сохранив фирменную енотовскую "мультипликационность",
бывший отросток "Тише Пчел" сумел бережно и мастеровито
привнести в нее хрупкую скульптурность. Все в лучшем смысле слова
пионерские аккорды, проходы и эффекты приобрели более осязаемое обаяние,
нежели ранее.
Тем не менее, при прослушивании не оставляет ощущение, что "Эн
и я" -не альбом "Соломенных Енотов", а некий сольник
Бори Усова, как бы ни казалось, что эти понятия тождественны. АН нет.
На альбоме по музыке выделяются только первый трек "Нерпы
Охотского моря" (с легким креном в "Зоопарк") и
финальный кавер песни бывшего барабанщика "Дяди Го" Александра
Подорожного "Слово
за тобой" - похоже, главная удача релиза. Все остальные 13
песен написаны и спеты в ритмике и размере Высоцкого, что вообще характерно
для усовского песенного творчества. Как известно, авторство поныне
популярного в андеграунде стиля "припанкованное КСП" принадлежит
именно "енотам", но, как говорил Стас Ростоцкий, "всему
же есть п-предел, братцы". Форманты честно и в лучших традициях
аккомпанируют всем песням, бас заливается соловьем, все звучит, но
уж как-то слишком "в русле". Безумном, но русле. Напрягаться,
чтобы совершить какой-то ошеломляющий, как подобало бы зрелым "енотам",
поворот сибирских рек, никто на этот раз не захотел. "На этих
высотах иллюзиям не хватит кислорода".
А также: "обреченные чувства так хороши на бумаге", "по
городу блуждает подобье идеала, и я люблю ее, а она любит сериалы",
"и если звезды перережут сонную артерию, мы спать не будем, просто
мы начнем другую серию".
Подождем еще годик. Береги себя, Федор Иваныч.
С. Гурьев
Журнал "Контр Культ УР'а" № 5/2002